Список документов
Использование приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (из опыта работы)

Использование приемов технологии развития критического мышления

посредством чтения и письма на уроках русского языка  (из опыта работы)

методическая мини-брошюра

автор: Ширяева Л.В., учитель русского и

литературы

Акмолинская область

 Енбекшильдерский район

 Заураловская СШ.

2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

«Если вы мне

расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я

прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте

меня в дело,

я буду это знать и

запомню»

Жан Жак Руссо

 

Уважаемые

учителя! Перед Вами  мини-брошюра,

посвящённая использованию

приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма

на уроках русского языка. В современных условиях жизни каждый

преподаватель - не секрет - просто обязан владеть несколькими учебно-методическими

технологиями, чтобы с блеском проводить свои уроки. Новые

социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и

познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию

образования как «научить учиться».То, что технология развития КМ даёт

свои неплохие результаты, доказывает мой опыт работы по данной методике. В

данной брошюре представлена часть работы, которую я провожу на уроках

русского  языка, приемы развития

технологии КМ. Данные приемы включают в себя и теоретическую, и практическую

часть работы. Предлагаемый мной материал учителям можно использовать на своих

уроках  или  взять в качестве образца. Подобная форма

работы позволяет современному учителю учитывать индивидуальные особенности

развития детей, составить на каждого ребёнка свой индивидуальный маршрут, а

также отслеживать движение каждого учащегося в классе. Думаю, кого эта методика

заинтересует, может внедрить её в своей учебной деятельности.

 Дерзайте, молодые учителя и опытные

коллеги!   Всем удачи!

 

 

 

 

 

Технология развития

критического мышления: причины появления.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г.

Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил ,

Стемпл, Уолтер. 

         Причины

появления: модель образования США нуждалась в коренной перестройке; нужны были

новые цели  и ценности образования. Важен был не набор знаний, а обучение

способам деятельности и мышления; нестабильность и изменчивость мира, знания

устаревают, через 25 лет будут востребованы только 10-15 % знаний, которые дети

получают в школе;  переход общества к информационному, информационный бум;

возрастание роли человеческого фактора;  становление демократического

правового государства; развитие рыночной экономики. Отсюда появилась необходимость

воспитания нового поколения. Технология «Развитие критического мышления через

чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и

приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение

работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в

разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования

информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе

осмысления различного опыта, идей и представлений; умение  выражать свои

мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая

мобильность); способность брать на себя ответственность; способность

участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать

конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать  и

др. 

 Разработчики программы «Развитие критического мышления через

чтение и письмо» учат вовсе не чтению и письму как таковому. То есть, конечно,

утилитарная цель программы - научить умению работать с текстом научным и художественным,

а также создавать собственные творческие письменные работы. Но главное - не

работе с текстом, даже не умению самостоятельно добывать знания учат

американские (а теперь и наши) педагоги - они учат общению и сотрудничеству со

всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.

 Таким образом, технология развития критического мышления

способствует развитию:  коммуникативности; критического мышления;

рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности;

мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты

своей деятельности. 

У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения,

которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования

учебного процесса. Сущность применения элементов технологии критического

мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Инновационность

методов критического мышления.

Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая

организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе,

сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение

делать собственные выводы.

В чём же инновационность методов критического мышления?

Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного

подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то,

что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из

реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам

определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на

развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития

критического мышления необходимо создание и применение специальных методических

инструментов.

         Учить

критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать,

осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить

свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая

модель: 

1.Стадия

вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. 

1.Стадия

вызова позволяет актуализировать имеющиеся у

обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

 Вызов  (Evocation Stage).  Цели:  а) вызов

активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика;  в)

актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют

свои личные цели изучения определенной темы. 

 Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких

познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает

о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать

думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся

определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на

получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только

тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение

становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся

целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается

интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная

учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более

сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

         2.Стадия осмысления позволяет учащемуся

получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися

знаниями.  

Чтение и осмысление текста (Stage of Realization Meaning).  

Цели:  а) организация активного восприятия текста;  б)

направление усилий на отслеживание степени понимания текста;  в) создание

условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой

информацией, содержащейся в тексте. 

Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать

активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2)

Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с

хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое

с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный

анализы.

3.Стадия

рефлексии способствует целостному осмыслению,

обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации

учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к

изучаемому материалу.

         Рефлексия

(Stage of Reflaction).  

Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;  б)

вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и

дополнения;  в) создать условия для самостоятельной систематизации нового

материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой

информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по

поводу нового знания;  е) организовать исследовательскую практическую

деятельность учащихся с использованием новой информации.

 Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания

на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3)

Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки

зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только

называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в

проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление»

ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья

стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала,

проверка усвоения

Методические

приемы развития КМ.

Что принципиально новое несет технология критического

мышления? 

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше,

содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий

для свободного развития каждой личности. 

На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Стадия вызова

Функции:

-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);

-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже

имеющихся знаний);

-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

 

 

Приём №1 «Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

   Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я

знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

 

Приём №2 «Свободное письмо»

 1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в

голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания,

рисунки);

3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут,

фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

 

Приём №3 «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

     - О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает,

 когда   вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе

ватмана. 

         Ассоциация

 — в психологии  связь, возникающая при определенных условиях между

двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами,

восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии.

Термин введен Дж. Локком (1698) .

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как

метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель

просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или

нарисовав рисунок. 

Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание

 исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра,

парашют.

Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют

их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может

возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в

предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить

 в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру

о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на

парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют» 

 

Приём №4 «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать

определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых

терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей

работы и спрогнозировать её результаты.

         Приём

«Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию

учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они

составляют рассказ.  Вначале каждый ученик выполняет  работу

самостоятельно, затем  свой вариант обнародует.  Этот прием вызывает

у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать

свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение  с

 авторским. 

Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на

основе ключевых слов». 

1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст:

интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо

содержание.

2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым

повышая его интерес к выполнению задания.

3. Следить за использованием каждого ключевого слова. 

 

Приём №5 «Верно – не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой

теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение

правильным и знак «-» там, где по, их мнению,  оно не верно. 

 Тема «Местоимение»

-Здесь написаны  только  местоимения: она,   к

нему, один, я, они, со мной.

- В предложении

 местоимения бывают только подлежащим.

- В предложении местоимения

бывают второстепенным членом или подлежащим.

- Местоимения могут быть 1, 2

или 3 лица.

- Местоимения изменяются по

падежам и числам.

- В предложении « Долго у моря

ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является

второстепенным членом. 

Приём №6 «Перепутанные

логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность

терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок

записи. 

         По теме «Имя

прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка

 Часть речи – в предложении бывает – обозначает –

самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? –

признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

 

Приём №7 «Кластер»

      Предлагается самостоятельно составить свою

логическую схему изучения данной темы и защитить её. 

(целесообразно использовать перед стадией осмысления)

Цель:

- установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

 Кластер 

-(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление

обладает целым рядом разных по значению признаков.

 Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и

графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то

записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по

категориям. 

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг

которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли

располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. 

 

Приём №8 «Корзина идей,

понятий, имен » 

Используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и

записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты),

потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше "все

знания по порядку складываются в "корзину”, причем, действительно все: и

правильные, и неправильные.  

         Применение

приёма «Корзина» на уроке русского языка в 8 классе по теме

"Словосочетание, его типы”.

Сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь все, что он

помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что

можно назвать словосочетанием и так далее - все, что вспомнят). Потом идет

работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается

правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с

"корзиной”: я выслушиваю и записываю на доску поочередно все ответы каждой

группы, неправильные тоже. Обсуждение ответов.

 Стадия осмысления

Функции:

-Информационная (получение новой информации);

-Систематизационная (классификация, ранжирование информации).

 

Приём №9 «Пометки на полях»

(Инсерт).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у

них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует

разъяснений.

 При изучении  темы «Обобщающие слова при однородных

членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме,

затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям

предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

 V   При однородных членах могут быть обобщающие слова,

которые являются теми же членами предложения, что и однородные.

V Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после

них, например: 1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее

слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и

степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли — ничего не было видно (Арс.) —

обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли

и является, как и они, дополнением.

V I. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то

перед однородными членами ставится двоеточие, например: Всё было серое:

затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)

[О: О, О, О].

+ Примечание. В книжной речи после обобщающих слов перед

однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на

идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие,

а перед ними запятая, например:

Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а

именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками. 

[О, а именно: О, О и О]. 

Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы,

учитель на уроке требует ответа на них, а вот места для вопросов самих учеников

ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат этого хорошо известен: дети не

всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их

задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина

ответа. Именно поэтому знак "вопрос” весьма важен во всех отношениях.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что

знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается "за кадром”.

А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным

источникам информации: можно спросить родителей, что они думают по этому поводу,

можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от

учителя на следующем уроке.

 Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени

новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать

информацию, учатся обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения.

 

Приём №10 «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а

потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом

задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого

материала

 

Приём №11 «Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить

свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь,

обогащает словарный запас.

 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза

материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее

из 5 строк. 

Правила написания синквейнов 

• В первой строчке тема

называется одним словом.

• Вторая строчка – это описание

темы в двух словах (2 прилагательных).

• Третья строчка – это описание

действия в рамках этой темы (3 глагола).

• Четвертая строчка – это фраза

, показывающая отношение к теме.

• Пятая строчка – это

слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней

личное отношение. 

 

 

 

Приём №12 «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё

пройденное на уроке и оценить свои успехи.

 Содержание урока Знаю

уверенно Надо повторить

1.

2.

3.

4.

 В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая

позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку

уроку. 

Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от

того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 

1.На уроке я работал            

                     

    активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я          

                 доволен / не

доволен

3.Урок для меня показался          

                 коротким /

длинным

4.За урок я              

                     

                     не

устал / устал

5.Мое настроение              

                     

        стало лучше / стало хуже

 6.Материал урока мне был          

                   понятен /

не понятен

                 

                     

                     

                 полезен /

бесполезен

                 

                     

                     

                 интересен /

скучен

 7.Домашнее задание мне кажется        

         легким / трудным

                 

                     

                     

                интересным /

неинтересным

 

Приём №13 «Эссе»

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать

в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия,

подытожить свои знания. 

      

Предлагается ответить на вопросы:

    - Что узнал и чему научился на уроке?

    - Что хотел бы узнать?

 Смысл этого приема можно выразить следующими словами:

"Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы,

аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по

времени занимает не более 5 минут.  

 

Заключение

         Технология

развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность

личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества,

развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого

спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых

приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный

процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность

учащихся для достижения поставленных учебных целей. Технология развития

критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ

на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить

эффективность занятий.

Таким образом, применение элементов технологии критического

мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития

познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного

потенциала.

Будет ли востребована критическая теория в современных реформах,

как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех

нас, а от этого зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и

учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически

слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию,

критически развивать и совершенствовать себя.

Цели развития критического мышления отвечают целям образования на

современном этапе, формируют  интеллектуальные качества личности,

вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами

организации учения, самообразования, конструирования собственного

образовательного маршрута.

Работа по изучению и внедрению технологии развития критического

мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к

образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В

результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению,

становятся не только  частью их педагогического опыта, но и двойственным

средством для достижения этих задач.

После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда

появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития

критического мышления не только педагогическая технология с установленными

правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход

к обучению. Смысл образовательного процесса  состоит не в строгом

следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих

с использованием новых технологии. 

В своей работе я представила теоретический материал по технологии

развития критического мышления, который применяю  в своей педагогической

деятельности,  отметила преимущество

данной технологии в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикреплённые файлы:broshyura_KM.doc
Автор: Ширяева Л.В., учитель русского языка и литературы
Просмотров: 619
Дата создания: 3 Марта 2017 г.
Дата редактирования: 3 Марта 2017 г.
www.egov.kz
Опрос